Именно в Севастополе построили знаменитый 18-пушечный бриг «Меркурий» Черноморского флота, экипаж которого под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского в мае 1829 года одержал блестящую победу над двумя турецкими линейными кораблями, имевшими десятикратное превосходство в живой силе и вооружении. Бриг «Меркурий» стал первым кораблем Черноморского флота, награжденным кормовым Георгиевским флагом. А памятник, воздвигнутый в честь подвига брига «Меркурий» – «Казарскому. Потомству в пример» – стал первым памятником, установленным в Севастополе.
Во время Крымской войны (1853 – 1856 гг.) эскадра Черноморского флота под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова 18 ноября 1853 г. одержала блестящую победу над турецким флотом в Синопской бухте. Это было последнее крупное сражение эпохи парусного флота, в ходе которого из 16 кораблей противник потерял 15.
Но главным событием Крымской войны стала оборона Севастополя 1854–1855 гг., длившаяся 349 дней, переломившая ход войны и ставшая ее самой трагической и в то же время самой величественной страницей. Именно в этот период, понимая невозможность далее противостоять превосходящему по силе флоту противника, было принято решение снять все вооружение с кораблей и отправить его на береговые батареи, а сами корабли – затопить. Позже командование противника заявляло, что если бы не этот отчаянный шаг русских моряков, то город был бы взят в первые же дни. Но этого не произошло. На бастионах Севастополя сражались моряки-черноморцы рядом с высшим руководством флота. На этих рубежах погибли адмиралы В. А. Корнилов, В. И. Истомин и П. С. Нахимов. Останки легендарных флотоводцев доныне покоятся в усыпальнице адмиралов – во Владимирском соборе на Центральном холме Севастополя. А память о кораблях ЧФ, ставших однажды неприступной стеной на морских подступах к городу, увековечена в знаменитом на весь мир памятнике Затопленным кораблям, стоящем прямо в море, в нескольких метрах от Приморского бульвара.
По итогам Крымской войны Россия лишилась права иметь на Черном море военный флот и приступила к созданию Черноморского флота по программе строительства парового броненосного флота лишь после отмены ограничений – в 1871 году.
Но уже к началу ХХ века Черноморский флот превратился в серьезную боевую силу на юге России. К осени 1917 года он насчитывал 177 боевых кораблей и имел транспортную флотилию. Моряки ЧФ активно участвовали и в революционных событиях 1917 года, а с весны 1918 – в борьбе с наступающими силами германских войск. После оккупации Крыма и Севастополя ЧФ перебазировался в Новороссийск, где во избежание захвата немцами в июне 1918 года почти все корабли были затоплены. Шансы на восстановление флота появились только после освобождения Новороссийска и Крыма в 1920-м.
В мае 1920 года вновь началось восстановление флота, усиление его за счет кораблей, переведенных с Балтики. Свои первые значительные походы в Черное море при участии более 20 кораблей возрожденный флот совершил осенью 1923-го. С 1929 по 1937 гг. ЧФ получил более 500 боевых кораблей различных классов и сотни боевых самолетов. Были созданы военно-воздушные силы (ВВС), береговая оборона и система противовоздушной обороны Черноморского флота.
В годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945) Черноморский флот оборонял базы и побережье совместно с сухопутными войсками защищал Севастополь, Одессу, Новороссийск, Туапсе. Участвовал в битве за Кавказ, принимал участие в Керченско-Феодосийской и Керченско-Эльтигенской десантных операциях, а в дальнейшем – в Новороссийско-Таманской, Крымской, Одесской и Ясско-Кишиневской операциях.
В послевоенные годы, восстановив инфраструктуру, Черноморский флот продолжил выполнять задачи по защите южных рубежей страны. Корабли, подводные лодки и авиация флота несли боевую службу в разных районах Мирового океана. В 1965 году ЧФ был награжден орденом Красного Знамени.
После распада СССР, пройдя сложный и болезненный период раздела между Россией и Украиной (благодаря чему были созданы ВМС Украины в Севастополе, а зона базирования ЧФ РФ – сокращена), Черноморский флот выстоял, сохранив боеспособность и статус российского флота на территории Украины в соответствии с двухсторонними соглашениями 1995 и 1997 годов.